Главная » Статьи » Мои статьи |
Отсутствие мудрости часто наблюдается у людей далеких от религиозной морали. Они не задумываются о смысле своей жизни, смерти и жизни после воскресения. Для них важны только материальная выгода, уважение и положение в обществе. И поэтому для них естественно жить пустой жизнью, другими словами «убивать время». Их не тревожат их бессмысленные разговоры ни о чем, так как они хотят, чтобы всего-навсего быстрее пролетело время.
Мудрость в речах исходит от искренней веры Мудрая речь – это самые правильные, полезные и уместные слова. Однако у нее нет каких-либо определенных правил. Мудрая речь изменяется в зависимости от места, времени, обстоятельств и от того, к кому обращаются. Способность говорить с мудростью не зависит от интеллекта, культуры, образования или эрудиции. Некоторые люди, не знающие этого, для того чтобы научится красиво и умно говорить, посещают всевозможные курсы и образовательные программы. А некоторая часть людей считает, что важно говорить литературным языком и следуют советам из книг по риторике. Такие люди верят, что, используя длинные, необычные предложения и добавляя модные, иностранные слова, их речь становится привлекательней и убедительной. Однако все это не придает в их слова мудрости. Так как мудрость приходит только с верой, искренностью, основанной на богобоязненности, и смиренностью пред Аллахом. В Коране 32-ом аяте суры «Аль Бакара» - «(Ангелы) сказали: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - Знающий, Мудрый» (Сура «Аль Бакара», 2:32) - сообщается, что Аллах обладает бесконечной мудростью, и дарует Он ее тому, кому пожелает и сколько пожелает. Человек не может знать ничего, кроме того, что научил его Аллах.
Умение говорить с мудростью не зависит от возраста человека Человеку может быть дана мудрость от Аллаха в любом возрасте. Наглядным примером из Корана тому служат Пророки Йахья (а.с.) и Муса (а.с.). «О Йахья (Иоанн)! Крепко держи Писание». Мы одарили его мудростью, пока он был еще ребенком» (Сура «Марьям», 19:12), – данный аят сообщает, что Пророку Йахье (а.с.) была дарована мудрость, будучи еще ребенком. В следующем аяте говорится, что Пророку Мусе (а.с.) была дарована мудрость в зрелом возрасте: «Когда он достиг зрелого возраста, Мы даровали ему мудрость (или власть) и знание. Так Мы воздаем творящим добро» (Сура «Аль Касас», 28:14). В Коране приведено множество примеров мудрых высказываний Пророков. Одним из примеров является спор одного человека, имеющего достаток и богатство, с Пророком Ибрахимом (а.с.) относительно Аллаха, в котором мудрый ответ Пророка Ибрахима (а.с.) заставил того человека признать свою неискренность: «Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом (Авраамом) относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство? Ибрахим (Авраам) сказал ему: «Мой Господь - Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет». Он сказал: «Я дарую жизнь и умерщвляю». Ибрахим (Авраам) сказал: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе». И тогда тот, кто не уверовал, пришел в замешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Сура «Аль Бакара», 2:258).
Мудрый человек в своем разговоре не ищет довольства собеседника Верующий человек знает, что Аллах даровал ему речь и не станет искать ничьего довольства кроме своего Господа. Он знает, что Аллах за ним наблюдает, и его разговор, как и любое другое действие, может иметь силу только по Его воле. Он просит Аллаха, чтобы речь его была мудрой и влиятельной. В результате такой искренности, совесть будет внушать человеку говорить нужные и правильные слова. Поэтому, каждый может определить, прислушиваясь к совести, о чем нужно говорить, чему следует уделить внимание в разговоре и какие слова будут более подходящими в данный момент.
Мудрость – благо дарованное Аллахом для верующих 269-ый аят Суры «Аль Бакара» - «Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом» - указывает на важность мудрости и то, что она является для людей большим благом. Действительно, человек обладающий мудростью, по милости и воле Аллаха, живет самой прекрасной религиозной жизнью, его слова направлены для довольства Господа, и он способен донести до людей мораль Корана в самом понятном и воздействующем образе. Речь мудрого человека помогает другим увидеть истинную суть вещей и событий, а также побуждает их к разумным действиям. Пусть верующие, знающие насколько мудрость является великим благом, просят у Аллаха даровать «умение говорить с мудростью, ясно и понятно». В Коране по этому поводу приводится молитва Пророка Ибрахима (а.с.): «Господь мой, дай мне мудрость (или власть), и присоедини меня к праведникам, и соделай меня языком правды в последующих поколениях» (Сура «Аш-Шуара», 26:83-84). В аятах Корана сообщается о том, что обладание мудростью является одним из важных свойств Посланников Аллаха, а также о том, что Аллах дарует мудрость только тому, кому пожелает. В Суре «Сад» 20-ом аяте - «…Даровали ему мудрость и решительность в речи» - сообщается, что Аллах особо даровал Пророку Давуду (а.с.) мудрость и решительность в речи. А в Суре «Ан-Ниса» 54-ом аяте - «Или же они завидуют тому, что Аллах даровал людям из Своей милости? Мы уже одарили род Ибрахима (Авраама) Писанием и мудростью и одарили их великой властью» - говорится о том, что мудрость была дана Пророку Ибрахиму (а.с.). Каждое слово, как и каждое действие или намерение, записывается, и будет предъявлено человеку в День Суда. За каждое произнесенное полезное, мудрое слово человека ждет в будущей жизни награда и станет причиной милости и довольства Аллаха. Аллах сообщает в Коране о том, какую мораль следует соблюдать людям: «А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: «Нам достанутся наши деяния, а вам - ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд» (Сура «Аль Касас», 28:55). «Они не свидетельствуют лживо, а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством» (Сура «Аль Фуркан», 25:72).
Мудрость оказывает глубокое воздействие на слушающих Вместо приукрашенной и литературной речи только мудрые слова могут глубоко повлиять и пробудить людей далеких от морали Корана к религии. Искренний человек никогда не станет подстраиваться под собеседника. Однако те кто, не живут согласно морали Корана, стараются подстроиться и понравится другим людям, и тем самым теряют свою искренность. Если нет искренности, то естественным образом пропадает и мудрость. Остаются только пустые слова. Некоторые люди, стараясь показать себя знающими в какой-либо теме, в итоге, наговаривают слушающим много чего лишнего и не нужного. А некоторые растягивают тему, которую можно объяснить просто и в парах предложений, на два-три часа, тем самым утомляют себя и слушающих их людей. Тогда как верующий должен объяснять какую-либо тему максимально ясно и понятно, выделяя основную суть и в самой необходимой и воздействующей форме, не подстраиваясь под людей и не стараясь показать себя выше других. Цель его должна быть заключена только в том, чтобы быть полезным для людей. И так как намерения его чистые, по воле Аллаха, все стремления его будут вознаграждены. Следует помнить, что мудрость в речах является важным признаком Имана (веры). Люди, видящие человечность, искренность и высокую нравственность верующих и слушая их мудрые речи, оказываются под большим впечатлением. Таким образом, те верующие, которым присуще такие благородные качества, по воле Аллаха, могут стать причиной приближения людей к вере и ее принятия. О важности обладания этими качествами для верующих сообщается в одном из аятов Корана: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Сура «Ан Нахль», 16:125).
Верующие служат идеалом для других Верующий обладает возвышенным идеалом. Мусульманин старается в своей жизни произнести насколько можно больше благих слов и совершить насколько можно больше полезных дел. Он экономно и разумно распределяет свое время на сон, еду, поддержание чистоты тела и прочие необходимые дела, а оставшееся все время посвящает себя служению Аллаху, стремясь заслужить Его довольство. Поэтому у верующего не может быть свободного времени. Аллах сообщает в Коране о положении мусульманина: «Посему, как только освободишься, усердствуй (молитвой и поклонением)» (Сура «Аль Инширах», 94:7). Мусульманин, уделяя внимание какой-либо теме, должен стараться изложить эту тему наиболее кратко и разумно. А после рассмотрения темы не следует вдаваться бессмысленным подробностям и повторять одно и то же, тем самым впустую тратя время. | |
Просмотров: 2390 | | |
Всего комментариев: 0 | |